ИНТЕРВЬЮ
Творчество, хипстеры, сиськи и благотворительность
Иван Скориков
Известный фотограф
Преподаватель в ВШЭ
About us
Добро пожаловать в самый позитивный блог о людях, ведущих активный образ жизни. Они делятся своими секретами – вы вдохновляетесь. Меня зовут Екатерина Колосова. Я – основатель и директор компании REVALU. Мы производим красивые и качественные эко шубы. Итак, начнем.
Нажмите "Like", чтобы присокдиниться к группе Revalu в Facebook
Reading time 15 min
- Ваня, я очень рада тебя приветствовать в своем блоге. Мне кажется, ты очень атмосферный человек, профессионал своего дела, интеллектуал и, при этом, достаточно непубличная личность. Многие тебя знают лично – подтверждение тому пять тысяч друзей на Facebook. Но ты явно не стремишься к популярности. Поэтому мне хотелось бы услышать твою позицию по некоторым вопросам.

- Катя, привет! Крайне тронут.

- Предлагаю короткий блицопрос – тебе будет нужно, не задумываясь, ответить на четыре коротких вопроса.

- Хм, это мой «слабый конек».

- «Слабый конек?». Ну, вот и проедемся на твоем «коньке»: Метро или машина?

- Теперь метро.

- Собаки или кошки?

- Все, вроде.

- Книга или выставка?

- Книги.

- Берлин или Лондон?

- Берлин, конечно.

- Кстати, я помню, как несколько лет назад ты мне рассказывал про то, что вы с друзьями привезли из Берлина «хипстерство». Что у нас сейчас с «хипстерством» в стране, расскажи?

- Ты знаешь, это история уже как минимум десятилетней давности. В тот момент мне казалось, что мы действительно создаем какую-то новую культуру. И это совсем не связано с Берлином, или другим городом, это связано скорее с тем временем. Да и в целом, я не совсем понимаю данный термин. Мне кажется, что нет никаких хипстеров. Просто в тот период появился пласт мультикультурно заинтересованных людей. До этого люди делились на сугубо специфические интересы. То есть, если ты слушаешь музыку, то какую-то определенную – должен быть либо металлистом, либо рэпером. Либо, например, ты должен ненавидеть кого-нибудь. В общем, все было в рамках каких-то крайностей. И в тот период, вместе с нашим поколением, нашей тусовкой, появились мультикультурные люди, а потом почему-то все это назвали «хипстерством». Не совсем понимаю, почему, но наверное потому, что всему нужно давать какое-то название. Как по мне, так это просто релевантный тому времени молодежный пласт.

- Тому времени? То есть сейчас это уже не актуально?

- Нет, просто сейчас уже все такие, а тогда это было что-то новое и поэтому было придумано название. Сейчас это уже скорее норма.

- А что означает «мультикультура»? Это когда ты увлекаешься всем понемногу?

- Возможно, я не совсем верно использую термин, но да, я имею ввиду именно это.

-В принципе, мне кажется, что сейчас более осознанная молодежь…

- Осознанная, да. Но это все из-за определенного информационного фона, из-за интернета, из-за так называемых поколений «Х,Y, Z» и так далее. Не так уж и давно случилась информационная революция.
В тот момент мне казалось, что мы действительно создаем какую-то новую культуру
- Ты сейчас преподаешь в ВШЭ, а сам что закончил?

- Я учился на смежных специальностях. Когда я учился, как таковой фотографической специальности не было - были художники, дизайнеры, синематографы. Было, конечно, несколько школ, но они были совершенно бестолковые, даже для того времени.
И, знаешь, я не доучился. Сначала я учился в Суриковском на станковой живописи, потом в Полиграфическом дизайну, бросил на третьем - четвертом году. Тогда я уже достаточно успешно работал фотографом и решил, что мне нужно уйти больше в сторону фотографического образования. Поступил во ВГИК и тоже проучился там несколько лет и в итоге ушел, потому что все очень замечательно складывалось с работой. А на тот период во ВГИКе, как мне казалось, было очень академическое образование, и я считал, что больше для себя я получаю все-таки от работы, чем от учебы. Там действительно было много академизма. В первый день, когда мы встречались с нашим мастером, он сказал: «Если вы считаете, что вы будете в будущем художниками, то засуньте свое мнение себе в жопу - вы будете технарями!». Дальше все так и складывалось. Тогда меня как раз меньше волновала техническая сторона, а культурная больше. В итоге я не выдержал и ушел.

- Не жалеешь сейчас?

- Нет. Думаю, что в какой-то определенный момент пойду и доучусь до конца. Все же я потратил восемь лет на образование и так и не получил заветную «бумажку».

- А какой своей работой ты гордишься больше всего? Имею ввиду съемку.

- Это сложный вопрос. Как ни странно, вспоминаю одну десятилетней давности. Это была съемка для магазина «Kixbox». Там были картинки с графикой, и модель очень интересно висела в воздухе, как будто потеряла гравитацию.

- Интересная концепция! А как ты относишься к современному искусству?

- С большим интересом! Так или иначе, я с ним тесно связан. Фотография в принципе своим появлением повлияла на современное искусство. Если бы не фотография, то современное искусство появилось бы сильно позже. Когда в XIX веке появилась фотография, она прогнала живописцев из многих направлений, - портреты чаще стали заказывать у фотографов, нежели у живописцев, что заставило последних искать новый визуальный язык. Таким образом, появились сначала импрессионисты, позже авангардисты и потом уже современное искусство, которое мы так любим или не любим. Современное искусство предусматривает то, что в нем необходимо разбираться. Я даже постоянно на эту тему ругаюсь с бабушкой. На какой-то Новый год она сильно высказывалась по поводу того, что можно сходить на выставку и увидеть какие-то «замороженные тряпки» в углу. Мы на эту тему долго дискутировали. Я ей объяснял, что просто нужно быть в контексте, нужно понять почему именно тряпки, почему они лежат именно там и так далее. Вполне возможно, что изучив вопрос более подробно, это повлияет на тебя самого и тебе это понравится.

- А есть кто-нибудь, кто тебя вдохновляет?

- Ты имеешь ввиду современных художников?

- Не обязательно современных, может быть тебя вдохновляет Малечвич.

- В любом случае вдохновляешься, когда смотришь и на Малевича, как и на любых других авангардистов. Классическое искусство я тоже люблю, также как и современное. Но в последнее время я как-то больше вдохновляюсь тем, что находится вне искусства – читаю научные и медицинские статьи и все остальное, что подальше от искусства. Это связано с тем, что когда основной информационный фон у тебя исключительно вокруг искусства, то очень сложно генерировать что-то новое. То есть когда все люди в искусстве, все вдохновляются одним и тем же, то получается много всего похожего. В этом нет никакой катастрофы, но это видимо не мой путь.

- А какая последняя статья тебя вдохновила?

- Про то, что у собак бывает от восьми до двенадцати сосков. Более того, их бывает нечетное количество и это может влиять на онкологические заболевания собак. Пока я не понимаю, каким именно образом это уляжется в моей голове, и каким образом я смогу это применить в искусстве.


- Кстати, а утебя есть животные?

- У меня есть собака. Точнее у моей девушки, но если учесть, что мы уже пару лет живем вместе, то можно назвать ее своей.

- Как ее зовут?

- Герда

- У меня в приюте была собака по имени Герда, которую мы пристроили и сейчас она живет в Нидерландах.

- Видимо, это не наша.

- Точно не ваша. Кстати, как ты относишься к проблемам животных у нас в стране?

- Я не эксперт. Думаю, что эти проблемы решаются, но хотелось бы их еще быстрее и лучше решать. Как-то я работал над проектом Haute Tramp и объездил много разных приютов. Глядя на собак, возникало ощущение, что сидеть вот так взаперти в маленькой грязной клетке для них не намного лучше чем жить на улице. Я понимаю, что не бывает идеальной ситуации, но очень хотелось бы.

- Ты участвуешь в этом проекте и сейчас?

- Да, хоть и не столь активно.

- Это очень круто! Вы одними из первых начали задавать моду на бездомных собак! Но вернемся к фотографии. Расскажи, какие сейчас есть тренды в фотографии. Что сейчас модно?

- Нельзя сказать, что существуют какие-либо тренды в профессиональной среде. Возможно десять лет назад действительно были тренды и этим трендам все следовали. То есть, например, в этом году все должны снимать со вспышкой в лоб как Терри Ричардсон, а если ты так не снимаешь, то ты не актуальный фотограф. Сейчас такого нет, у каждого свои тренды. Если сейчас и есть тренды, то они стали более тонкими. К примеру, как тренд могу прогнозировать вторую часть фильма «Бегущий по лезвию». Сейчас я вижу влияние его на все последние модные коллекции. Мне кажется, эстетику этого фильма возьмут и фотографы, и художники — эту тему сейчас начнут все переосмысливать в стилистическом эстетическом и других ракурсах.

- Надо пересмотреть этот фильм.

- Да, пересмотри и старый и новый. Он совершенно замечательный, есть множество съемок с прическами, с блестящими вещами. Очень интересно посмотреть фильм, а потом посмотреть летние и зимние коллекции больших модных домов и увидишь, что многое взято оттуда.

- Каким образом тебе лично приходят идеи?

- В основном от прочтения разнообразных статей, про те же собачьи сиськи, например. Когда черпаешь совершенно дурацкую информацию в огромном количестве, то она, по крайней мере у меня в голове, превращается в какую-то помойку. Как правило, ты сидишь с этой помойкой в голове и обрабатываешь последнюю съемку, которая может быть абсолютно коммерческой. В процессе обработки все эти образы склеиваются в нечто, что ты можешь как-то «замешать» объединить в абсолютно новый образ и сделать съёмку на эту тему. У меня это как-то так и происходит.

- Скажи, пожалуйста, как человек который говорит такие слова как «сиськи» стал преподавателем? Расскажи свой путь в этой сфере.

- А это плохое слово?

- Не знаю, но наверное оно не совсем свойственно преподавателям. Как ты общаешься со студентами?

- Ну во-первых, сейчас двадцать первый век, во-вторых у нас, конечно, есть определенная цензура и есть совершенно табуированные вещи, которые я со студентами не обсуждаю. При этом, мы работаем в сфере искусств и например обнаженная натура находясь в определённом контексте не обязательно является чем-то пошлым .

- Как ты стал преподавателем?

- Пару лет назад случайно встретил Арсения Мещерякова на выставке, нашего руководителя в Школе дизайна. Мы с ним работали, когда мне было 17-18 лет, и я занимался прикладной съемкой. Он меня позвал и спросил хочу ли я попробовать, а я в тот момент как-то очень мощно поплыл по инерции. Тогда у меня был творческий кризис (в хорошем смысле слова), поэтому когда он мне об этом сказал, я, конечно, согласился.

- А сейчас ты доволен, что согласился? Тебе нравится?

- Конечно! Все это позволяет держать руку на пульсе и видеть, что происходит. Когда ты профессиональный фотограф, тебе постоянно приходится сталкиваться с рутиной или существовать в ней достаточно долго. В какой-то момент нейронная сеть перестает развиваться, и ты начинаешь плыть по течению. Преподавая, ты должен постоянно учиться, потому что каждые пять минут происходит что-то новое и за этим катастрофически важно следить.

- Имеется ввиду новая выставка?

- Новая выставка, новый художник, новый стиль, новая эпоха.

- Где ты за этим следишь?

- Вполне достаточно приходить вовремя на Стрелку или Гараж для того, чтобы быть на волне. А если есть возможность доехать до Берлина, сходить и пробежаться там по музеям, то в принципе на ближайшие 10 лет хватит запала.

- Кстати, почему, когда я задала вопрос «Берлин или Лондон?» ты сразу ответил «Берлин, конечно»? Берлин для тебя это такое сосредоточение искусства или культуры?


К примеру, как тренд могу прогнозировать вторую часть фильма «Бегущий по лезвию»
- На мой вкус, да. Но это с одной стороны. С другой стороны, я тебя не дослушал и почему-то думал, что ты скажешь «Париж». Но если выбирать Берлин или Лондон, я бы все равно выбрал Берлин, однако и Лондон мне очень нравится.

- Почему такое негативное отношение к Парижу?

- Не знаю. В этом я не компетентен. Я там ни разу не был. Кто-то из политиков говорил, что книжку не читал, но осуждаю. У меня то же самое с Парижем.

- Ну, я, кстати, рекомендую тебе Париж в качестве источника вдохновения! Это же Дега, Моне и Мане и еще куча крутых ребят. Насчет фотографии хотела тебя еще спросить - как стать успешным фотографом?

- Для меня слово «успешный» носит несколько сомнительный характер. Успешный относительно чего? Вот, например, художник Шилов очень успешный, но мало кто из художников хотел бы с ним поменяться местами. А вообще, в случае с фотографией в современном искусстве очень важно быть коммуникабельным, очаровательным. Здесь речь идет о так называемой социальной проституции, которая имеет место быть, если хочешь быть именно успешным.

- Как ты считаешь, что будет дальше с профессией фотографа, с учетом того, что у нас появилось столько разных гаджетов, которые позволяют в принципе хорошо снимать?

- Мне кажется, ближайшие десять лет это ни на что сильно не повлияет. Но потом, за счет удешевления всех процессов и упрощения, рынок несколько упадет . В этом нет никакой трагедии - он упадет исключительно для тех профессионалов , которые в своём развитии заморозятся в 2017 пропустив, что за окном 2027 . Так, например, за последние 15 лет доходы фотографов незначительно упали, впрочем как и у большинства профессий так или иначе связанных с ремеслом. Сейчас вход в профессию намного проще. Во времена пленочных фотоаппаратов, для входа в профессию нужно было иметь, к примеру, сотни тысяч долларов. Теперь же нужно около 20 тысяч долларов. Разница очень большая. Кроме того гораздо меньше нужно обслуживания — тебе не нужно проявлять пленку, и ты знаешь, что если купил камеру, то она как минимум три года не устареет.

- Вань, спасибо тебе большое. Было очень интересно. Желаю тебе удачи, а твоим студентам желаю стать успешными фотографами, которые будут востребованы еще много-много лет.

- Спасибо большое. Было очень интересно.


comments powered by HyperComments
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!
О КОМПАНИИ
Блог "REVALU cafe!" принадлежит материнской компании REVALU
Мы производим и продаем дизайнерские ЭКО-шубы
с утеплителем. Идея компании пришла из-за любви
к животным и всему живому. Как продолжение появился блог. Надеемся, он будет вам полезен.


НА САЙТ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦ СЕТЯХ
Made on
Tilda